• RU RU
  • ўз ўз
  • o‘z o‘z
  • DE DE

Календарь знаменательных дат 2017

 

Январь ойи

 

1. «14 январь - Ватан ҳимоячилари куни».

2. «Шоир, публицист, таржимон   Ҳуршид Даврон 65 ёшда» (1952 й.)

3. «Ўзбек болалар шоири Зафар Диёр таваллудининг 105 йиллиги» (1912-1945 йй.)

4. «Ўзбекистон халқ шоири, ёзувчи, ношир Анвар Обиджон 70 ёшда» (1947 й.)

 

 

 

“14 январь-Ватан ҳимоячилари куни”

“14 января – День защитников Родины”

 

    14 января  отмечается в независимом Узбекистане  День защитников Родины, в честь создания в Узбекистане собственных Вооруженных Сил. Сам праздник установлен 14 января по решению Верховного Совета республики, принятого 29 декабря 1993 года. 14 января 1992 года.  Парламент Узбекистана принял решение о переходе всех частей и соединений, военных учебных заведений и других воинских формирований, дислоцированных на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Так было положено начало созданию собственных Вооруженных Сил страны.

Хотя в этот день поздравляют всех мужчин Узбекистана, ведь изначально каждый мужчина – это, прежде всего, защитник своей Родины. Но особенно теплые и торжественные слова звучат в адрес военнослужащих, для которых этот день является профессиональным праздником.

День защитников Родины - большой государственный праздник. По сложившейся традиции, эта дата в Узбекистане празднуется широко — на столичной площади Независимости звучит гимн Республики Узбекистан, под звуки военного оркестра по площади торжественным маршем проходят военные подразделения. Участники парада также возлагают венки к подножию Монумента Независимости. И, конечно же, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами произносит праздничное поздравление, адресованное защитникам Родины.

 Также в этот день в Узбекистане чтят память земляка — одного из величайших завоевателей, полководца Тимура Тамерлана.
 

 

“Шоир, публицист, таржимон Ҳуршид Даврон 65 ёшда”

(20 январь 1952 й.)

 

   Хуршид Даврон, (Хуршид Давронов), узб. Xurshid Davron — узбекский поэт, драматург, писатель, историк, переводчик.Народный поэт Узбекистана.

Биография

     Родился 20 января 1952 года в городе Самарканде (Узбекистан). С материнской стороны потомок Махдума Агзама (Имам ал-Косони, Имам Дахбеди)-выдающегося деятеля и наставника суфийского ордена «Накшбандия», духовного наставника Бабура и Убайди.

     Окончил факультет журналистики Ташкентского государственного университета (Национальный университет Узбекистана) (1977) Служил в рядах Советской Армии в ГДР (1971-73). В течение 19 лет работал в разных издательствах (1974—1992). Член Союза писателей Узбекистана с 1979 года.

      Хуршид Даврон один из ведущих специалистов по истории суфизма, Самарканда и Туркестана. Его стихи и книги изданы в Азербайджане, Польше, Болгарии, России, Турции, Франции, Испании, США, Англии, Японии, Мексике, Таджикистане, Корее и в других странах мира. Участник Международных поэтических фестивалей в Польше, Болгарии, России, Греции, Турции, Грузии и Корее, а также конгресса писателей Азии (Вашингтон, США, 1996)

      В его переводах на узбекский язык вышли книги стихов Николая Заболоцкого, Мариса Чаклайса, антология японской поэзии "Листья моря" (1989),антология любовной лирики "Сорок влюбленных" (1989).

      Автор документально-художественного сериала "Темурнома" ("Тимуриада") о великом государственном деятеле и полководце Тамерлане (1996).

     Автор либретто музыкального спектакля "Великий Шелковый путь" (режиссёр Бахадыр Юлдашев) поставленный на сцене парижского театра "Одеон" (1997).

     Автор исторических пьес "Звезда Алгул" о жизни известного астронома и астролога Султана Мухаммеда ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гурагана,"Шах Бабур" о жизни Захир-ад-дина Мухаммеда Бабура. Народный поэт Узбекистана (1999). Член Национального парламента (2000-2004).

     Тридцать лет назад Народный поэт Узбекистана Аскад Мухтар написал о молодом поэте такие слова: «Среди молодых поэтов Узбекистана, которые заявили о себе в последние пять-шесть лет, по-своему звучит голос Хуршида Даврона. Он уже является автором трех сборников на узбекском языке: «Дорогое солнце», «Яблоня в городе», «Ночные сады». Читая его стихи, я каждый раз убеждаюсь в том, что мой молодой друг (он родился в 1952 году в Самарканде) неустанно работает над словом, и эта его настойчивость приносит свои определенные результаты. Миг кажется, такого рода свойство характера немаловажно для молодого литератора, ибо труд, требовательность к себе и есть настоящий путь к большой литературе. Стихи Хуршида наполнены душевной чистотой, читая их, обретаешь духовную бодрость. Этому способствует и особенность его творчества: он может искренне и просто возвысить свои сыновние чувства к родному краю, слиться с природой, почувствовать свое родство с каждой былинкой, с каждым кустиком, цветком, услышать в шелесте травы «древний напев молодого дождя...». Интересны его стихи и тем, что в них можно выделить краски древнего Самарканда, эхо далекого Афрасияба. Край, где родился и вырос Хуршид, все чаще возникает в его стихах и обретает современную конкретность. Но самое главное заключается в том. что он, несмотря на некоторые достигнутые им успехи, продолжает свои поиски. Эта устремленность вперед и нравится мне в молодом поэте» (Предисловие к сборнику "Древний напев молодого дождя".Москва:"Молодая гвардия".1982)

 

Книги

1."Qadrdon quyosh" — поэтический сборник на узб.яз.1979

2."Shahardagi olma dara[nb" — поэтический сборник на узб.яз.1979

3."Tungi bog’lar" — поэтический сборник на узб.яз.1981

4.Древний напев молодого дождя.Стихи.Москва:"Молодая гвардия".1982

5."Uchib boraman qushlar bilan" — поэтический сборник на узб.яз.1983

6."To’marisning ko’zlari" — поэтический сборник на узб.яз.1984

7."Bolalikning ovozi" — поэтический сборник на узб.яз.1986

8.Qaqnus" — поэтический сборник на узб.яз.1987

9.Полет одинокой птицы — поэтический сборник на рус.яз.1988

10."Samarqand xayoli" — книга ист.прозы,1991

11."Sohibqiron nabirasi" — книга ист.прозы,1995

12."Shahidlar shohi" — Повесть о духовном наставнике суфийского ордена «Кубравия»

13."Bahordan bir kun oldin" — поэтический сборник,1997

14."Bibixonim qissasi" — книга ист.прозы,2007

15."Shayx Kubro tushlari" — Повесть о духовном наставнике суфийского ордена «Кубравия» (второе изд),2008

 

Переводы

1.Николай Заболоцкий. Турналар (Журавли). Шеърлар.Тошкент,.1985

2.Марис Чаклайс.Отўйин (Карусель).Тошкент,.1986

3.Денгиз япроқлари (Dengiz yaproqlari) (Листья моря). Япон шеърияти антологияси.Тошкент,. 1988

4.Қирқ ошиқ дафтари (Qirq oshiq daftari)(Сорок влюбленных).Тошкент,.1989

 

 

ZAFAR DIYOR
(1912—1946)

 

    O’zbek bolalar adabiyotining ko‘zga  ko‘ringan vakillaridan biri Zafar Diyordir. U 1912 yili Namangan viloyatining Chust tumanida kambag’al dehqon oilasida tug’ildi. Avval eski maktabda, so‘ng Sho‘ro davri bolalar uyida ta’lim oldi.

    Bo‘lg‘usi shoir 1927 yilda Narimonov nomli o‘zbek Erlar bilim yurtiga o‘qjshga kirib, uni 1933 yilda a’lo baholarga tugatib, o‘sha yerda adabiyot muallimi bo‘lib xizmat qildi. 1941 yilda esa Toshkent Davlat pedagogika oliy bilimgohini tugatdi.

   Shoir ijodi garchi erta boshlangan va ko‘pgina she’rlari «Lenin uchquni», «Yosh leninchi», «Yosh kuch», «Kolxozchi bolalar» kabi ro‘znomalarda chop  etilgan  bo‘lsa ham, uning «Qo‘shiqlar» nomli birinchi she’riy to‘plami 1933 yilda nashr etiladi. Jurnalistika shoir faoliyati  bilan chambarchas bog’liqdir. U avval «Lenin uchquni» (1936-1941) ro‘znomasida mas’ul kotib, 1941 yildan umrining oxirigacha  «Qizil O’zbekiston»  ro‘znomasida bo‘lim mudiri bo‘lib ishlaydi.

   Shoirning  «Qo‘shiqlar»  to‘plamidan so‘ng  «Tantana» (1938), «She’rlar»  (1939), «Bizning qurolimiz»,  “Bizning oila” (1942), «Sovg‘a» (1944) kabi she’riy majmualari bosiladi.

   Zafar Diyor Ikkinchi jahon urushi yillarida (1941-1945) rang-barang janrlarda samarali ijod qildi. Uning «Ona allasi» (1942) qo‘shig‘i o‘z vaqtida yozilgan qo‘shiq edi. Uning «Qurol bering menga ham!» she’ri Hamid Olimjonning «Qo‘lingga qurol ol!» asariga hamohang edi. Shuningdek,  «Orzu», «Timurchilar maktubi», Otam kelar yaqinda», «Tabassum» «To‘qqizinchi may» kabi she’rlari yoshlarni qahramonlik, vatanparvarlik va birodarlik ruhida tarbiyalashda muhim rol o‘ynaydi.
    Zafar Diyor mohir bolalar shoiri bo‘lishi bilan birga bolalarning suyukli dramaturgi ham edi. Uning uch qismdan iborat «Baxtli yoshlik», «Uch og‘ayni» p’esalarida bolalar o‘rtasidagi do‘stlik, birodarlik ardoqlanadi. U adabiy-tanqidiy madolalar muallifi sifatida “Nabi Rahimov”, «Abay o‘lanlari», «Ashulalar» kabi ko‘plab maqolalar chop ettirgan. U tarjimon va nosir ham edi.
    Zafar Diyor 1946 yil 14 aprelda bevaqt vafot etdi. Uning vafotidan keyin «Kichkina bog’bon haqida doston» (1947), «Chaman» (1948), «Gunafsha» (1952), «Asarlar» (1954), «Qanotli do‘stlar» (1958), «Suv bilan suhbat» kabi to‘plam va saylanmalari nashr etildi.

 

 

“ Ўзбекистон халқ шоири, ёзувчи, ношир Анвар Обиджон 70 ёшда ”

(25 январь 1947 й.)

 

Анвар Абиджан

       Анвар Абиджан (1947- ) - узбекский журналист, детский поэт, писатель-фантаст, киносценарист, драматург. В 1998 году награждён званием «Народный поэт Узбекистана».

 

Биография

Родился 25 января в семье служащих в кишлаке Паласан (Ферганская область, Узбекистан).
    После окончания средней школы в 1964 году, поступает и успешно оканчивает заочное отделение факультета журналистики Ташкентского Государственного Университета (ныне Национальный Университет Узбекистана). Вернувшись в Ташкент, начиная с 1981 года работает в журналах «Молодая сила», «Муштум» издательства «Молодая гвардия».
    Работал главным редактором в издательстве «Чулпан». Сейчас работает редактором на узбекском телевидении.
    Начал печататься в 1974 году. Писал на узбекском языке. Известен детской научно-фантастической повестью «Аламазон и его пехота» (переведено на русский в 1983), рассказывающей о необычайных приключениях семиклассника Аламазона и его друзей. Выпустил также сборник детской фантастики «Грозный Мешпалван» (1991).

Произведения

• Аламазон и его пехота
• Автомальчик с золотым сердцем
• Самозванец номер 0099
• Оловджан-полководец
• Жизнь и смерть страдалицы мухи
• Чудаки вокруг нас
• Что только не приснится
• Сорочьи сплетни
• Грозный Мешпалван

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

1. «Алишер Навоий-буюк ўзбек шоири, ёзувчиси ва мутафаккири (1441-1501) таваллудининг 576 йиллиги»

2. «Ўзбек мумтоз адабиётининг йирик вакили, шоир,тарихчи, давлат арбоби, моҳир саркарда Заҳириддин Мухаммад Бобур (1483-1530) таваллуд топган куни»

 

 

Алишер Навои

.

чагат. علیشیر نوایی


Алишер Навои. Миниатюра гератской школы. XVI век

 

Имя при рождении: Низамаддин Мир Алишер

Псевдонимы: Навои (мелодичный), Фани (бренный)

Дата рождения: 9 февраля 1441

Место рождения: Герат, Государство Тимуридов

Дата смерти: 3 января 1501 (59 лет)

Место смерти: Герат, Государство Тимуридов

Гражданство (подданство): Государство Тимуридов

Род деятельности: поэт, философ

Язык произведений: чагатайский, персидский

       Алише́р Навои́ (узб. Alisher Navoiy; уйг. Әлшир Нава'и/ئەلشىر ناۋائى; перс. علیشیر نوایی‎;) (Низамадди́н Мир Алише́р) (9 февраля 1441, Герат — 3 января 1501, там же) — тюркский поэт, философсуфийского направления, государственный деятель тимуридскогоХорасана.

       Главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние; под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси. Его творчество дало мощный стимул развитию литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

      Согласно источникам Алишер Навои этнический узбек, но по мнению некоторых учёных он — уйгур.

 

Происхождение

      Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414—1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал:

او که یک ترک بود و من تاجیک،
هردو داشتیم خویشی نزدیک.
'У ки як турк буд ва ман тоҷик
Ҳарду доштим хуши наздик
'
Хоть он был тюрком, а я таджик,
Мы были счастливы друг с другом.

       По мнениям А. А. Семенова и Мухаммед Хайдар Дулати (1499—1551) Алишер Навои происходил из уйгурскихбахшей, т. е. из секретарей и письмоводителей уйгуров, писавших по традиции и при тимуридах на уйгурском языке некоторые официальные бумаги. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов Академик С. Е. Малов в своем труде об Алишере Навои пишет, что:

      Мир Алишер Навои противопоставлял себя узбекам, он был тюрк - барлас - чагатай, по терминологии 15 века. У нас нет особых оснований менять эту историческую терминологию, если мы не хотим смазывать и затушевывать её наполненную своим специальным содержанием специфичность и если нет у нас достаточных и уважительных причин.

     В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:

Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,

А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.

Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,

Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего 

     Алишер Навои в своих произведениях неоднократно упоминает узбеков. Например, в поэме "Стена Искандера" он пишет:

На шахские короны и пышные одежды

​мне надоело смотреть,

Мне достаточно одного моего простого узбека,

у которого на голове тюбетейка, а на плечах халат.

      В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт.

 

Биография

       Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера — Абу Саид — был поэтом; второй дядя — Мухаммад Али — был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

    Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами — в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

      В 1466-1469 гг. Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.

      В 1469 г. он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 г. получил чин визиря и титул эмира. В 1476 г. он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, — в период охлаждения их отношений, — в Астрабаде.

     Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Кемаледдин Бехзад, архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.    

Как мыслитель Алишер Навои входил дервишский суфийский орден Накшбанди. Он любил лишь господа (Аллаха) и поэтому он не интересовался браком. И об этом он напишет своё "Лисон ут-тайр" (язык птиц) : "Я как феникс родился в пламя любви. А он только рождается в пламени и умирает в неё. Он рожден только что бы горит. Нет, нет, что я говорю, я только обжигался от искр от пламя которого горел настоящий феникс (он хотел сказать Аттар)"

 

Произведения

       Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений — сборников стихов (диванов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

        «Сокровищница мыслей» — страница поэтического свода Алишера Навои. Манускрипт из библиотеки Сулеймана Великолепного

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

         «Сокровищница мыслей» — поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498—1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров — мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

         Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» — лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший — по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

        Любовь для Навои — одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

         Одной из главных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои:

Бабур: «Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо»

     Поэт составил также так называемый «Диван Фани» — сборник лирических стихов на фарси.

      «Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») — произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

      Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника — «Шесть необходимостей» («Ситтаи зарурия») и «Четыре сезона года» («Фусули арбаа»).

 

«Пятерица»

       Вершина творчества Навои — знаменитая «Пятерица», включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Стена Искандера» (1485).

       «Пятерица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

      «Смятение праведных» — первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

      «Лейли и Меджнун» — поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

     «Фархад и Ширин» — героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

      «Семь планет» — поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандера» — последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандера (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

 

Филологические трактаты

        Авторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Это мнение Алишер Навои опровергает в трактате «Суждение о двух языках» (1499). В нём обосновано культурное и художественное значение чагатайского языка (тюрки). Навои пишет[21]:

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

       Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров». Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

 

Исторические сочинения

       Алишер Навои — автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491—1492) содержит краткие характеристики писателей — современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.

 

Поздние произведения о государстве

       На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

 

Год Название Оригинал Примечание
1483-1485 Пятерица Хамса Смятение праведных (Хайрат ал-абрар), Фархад и Ширин (Фархад у Ширин), Лейли и Меджнун (Лайли у Маджнун), Семь планет (Саб'а-йи саййара), Стена Искандара (Садд-и Искандари)
1488 История правителей Аджама Тарих-и мулук-и аджам  
1492 Пятерица смятенных Хамсат ал-мутахаййирин  
1491-1492, 1498-1499 Собрание избранных Маджалис-ан-нафаис В 1498-1499 гг. А. Навои дополнил своё произведение
1498 Сокровищница мыслей Хаза'ин ал-ма'ани Сборник состоит из четырёх диванов: Чудеса детства, Редкости юности, Диковины среднего возраста, Полезные советы старости
1499 Язык птиц Лисан ат-тайр  
1499 Суждение о двух языках Мухакамат ал-лугатайн  
1500 Возлюбленный сердец Махбуб ал-кулуб  
после 1485 г. История пророков и ученых Тарихи анбия ва хукама  
после 1492 г. Вес размеров Мезан ал-авзан также возможный перевод «Весы размеров»
после 1493 г. Жизнеописание Пахлавана Мухаммада Манакиб-и Пахлаван Мухаммад  
после 1489 г. Жизнеописание Сайида Хасана Ардашера Манакиб-и Саййид Хасан-и Ардашир  

 

Посмертное признание

Поэт и писатель Бабур высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.
Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятёрица» и «Спор двух языков».
В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе были напечатаны почтовые марки.
Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале ХХ в.
В 1941 году узбекский писатель Муса Ташмухамедов написал роман «Алишер Навои».
В 1947 году в Узбекистане был снят фильм «Алишер Навои».
В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм «Алишер Навои».
В честь Навои назван город в Узбекистане и область (Навоийская область).
В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
Имя было присвоено Наманганскому областному узбекскому театру музыкальной драмы и комедии.
В Ташкенте есть ГАБТ имени Алишера Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.
Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои
Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан.
В СССР имя было присвоено Государственному музею истории народов Узбекистана.
Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои
В честь Навои назван кратер на Меркурии.
В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Оше, Ташкенте, Самарканде, Баку, Токио. В планах — установка памятника поэту в Вашингтоне.
Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты. Также в честь поэта названы один из проспектов в Киеве и улицы в Баку и Ашхабаде.
Именем Навои названа бывшая улица Тельмана, городской парк и средняя школа в городе Ош.
В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои.
В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии». Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане.
С 2009 года в Астраханской области проводятся ежегодные культурные мероприятия в честь Алишера Навои.

 

Галерея

525 лет со дня рождения среднеазиатского тюркского поэта суфия Алишера Навои (1441—1501)

 

Памятник в Ашхабаде

 

Советские марки 1942 года к 500-летию со дня рождения Алишера Навои

 

Советский юбилейный рубль 1991 года к 550-летию со дня рождения Алишера Навои

 

почтовая карточка с оригинальной маркой к 550-летию со дня рождения Навои с его портретом и скульптурой Фархад. СССР, 1991

 

 

 

Бабур

     Захир-ад-дин Мухаммад Бабу́р (араб. ﻇَﻬﻴﺮْ ﺍَﻟَﺪّﻳﻦ مُحَمَّدْ بَابُرْ‎,«Бабур» означает «лев, полководец, барс» и происходит от персидского слова ْبَبْر (bābr) — «тигр», 14 февраля 1483 — 26 декабря 1530) — тимуридский правитель Индии и Афганистана, полководец, основатель империи Бабуридов. В европейских исторических аренах известного как Империя Великих Моголов (1526).

       Известен также как среднеазиатский поэт и писатель.

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур
перс. بَابُرْ‎

Деталь миниатюры. 1605—1615 годы, Британский музей, Лондон

Падишах
​Империи Великих Моголов

30 апреля 1526 — 26 декабря 1530

Преемник:

Хумаюн

Эмир Кабула

октябрь 1504 — 26 декабря 1530

Предшественник:

Муким

Преемник:

Хумаюн

Эмир Ферганы

июнь 1494 — 1500

Предшественник:

Умар-Шейх-мирза

Эмир Мавераннахра

1497 — 1498

Предшественник:

Байсункар мирза

Преемник:

Султан Али мирза

Эмир Кандагара

1511 — 1511

Падишах
Империи Тимуридов

1507 — 1526

 

Вероисповедание:

Ислам, суннитского толка

Рождение:

14 февраля 1483
Андижан

Смерть:

26 декабря 1530 (47 лет)
Агра Индия

Место погребения:

Баги-Бабур, Кабул

Род:

1) Тимуриды
2) Бабуриды

Отец:

Умар-Шейх-мирза

Мать:

Кутлуг-Нигар-ханым

Супруги:

1) Айша Султан-бегум
2) Биби Мубарика
3) Дильдар-бегум
4) Гюльрух-бегум
5) Махам-бегум

Дети:

сыновья: Хумаюн,
Камран-мирза,
Мухаммад Аскари-мирза,
Абу Насир Мухаммад Хиндал-мирза
дочери: Гульбадан-Бегим, Фахр ан-Ниса и Алтун Бишик

 

       Полная тронная титулатура: ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур, Падшах-и-Гази.

 

Происхождение

       Бабур родился 14 февраля 1483 года в Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султанаМиран-шаха, третьего сына Тамерлана[3]. Бабур был по линии отца Тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов, родным для себя языком он считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владея персидским.

      Мать Бабура, Кутлуг-Нигар-ханым (1459—1505), происходила из чингизидов, была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана[4]. Сестра его матери, Хуб-Нигар-ханым, была матерью Мирзы Мухаммада Хайдара, который, таким образом, приходился Бабуру двоюродным братом. Сестра Бабура Ханзаде-бегум была замужем за узбекским ханом Мухаммедом Шейбани.

 

Политическая биография

       Правитель Ферганы в 1494—1504 годах, правитель Кабула в 1504—1526 годах, глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507—1526 годах, правитель Мавераннахра в 1497—1498 и 1511—1512 годах, правитель Кандагара в 1512—1526 годах, падишах Хиндустана в 1526—1530 годах.

     Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации не располагая опытом, боролся за власть в своем уделе. Однако его амбиции стать главой всего Мавераннахра были столь велики, что в юном возрасте он решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде. В 1497 году ему удалось захватить Самарканд, однако правил он им менее четырёх месяцев. В борьбе за власть в Мавераннахре он столкнулся с опытным чингизидом Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.

       Весть о захвате Самарканда Шейбани-ханом переполнила сердце Бабура горечью, в своих мемуарах он писал «Почти сто сорок лет столичный город Самарканд принадлежал нашему дому, неизвестно откуда взявшийся чужак и враг пришел и захватил его!».

Воины Бабура

         В 1500—1505 годах был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле, который был взят им в 1504 году. Бабур принял титул падишаха. В Кабуле в 1508 году построил сад Верности. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Ради этого, Бабур в 1511 году вступил в военно-политический союз с персидским шахом и шиитом Исмаилом I против ярых суннитов узбеков. При поддержке шахиншаха Азербайджана и Ирана Исмаила I Бабуру удалось взять Самарканд, но после недовольства местного населения шиитским правлением, Бабур оставил город. С 1514 года Бабур оставил свои претензии на Центральную Азию, его целью стала Индия.

       С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битвах с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году Бабур одержал победы. Бабур в своих битвах успешно использовал огнестрельное оружие — пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, приём тулгама. Добившись успеха, он перенёс центр вновь образованной державы в Агру.

      После захвата северной Индии Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», позже он передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.

       В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.

       К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.

В 1530 году незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к московскому великому князю Василию Ивановичу. Посол добрался до Москвы только в 1533 году.

 

Творчество

Бабур

       Бабур переписывался с Алишером Навои. Стихи Бабура, написанные на тюркском отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура — автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы, живо воссоздаёт детали быта знати, нравы и обычаи эпохи. Французский востоковед Луи Базан в своём введении к французскому переводу (1980 г.) писал, что «автобиография (Бабура) представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе».

       В последние годы жизни тема потери Родины стала одной из центральных тем лирики Бабура.

Ты на чужбине — и забыт, конечно, человек!

Жалеет только сам себя сердечно человек.

В своих скитаньях ни на час я радости не знал!

По милой родине скорбит извечно человек.

       Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира.

      Также, Бабур автор трудов: «Деван», «Мубаййин», «Аруз Рисоласи», «Рисолаи Валидиййа», «Харб иши».

     Дочь Бабура Гульбадан бегим, продолжая литературную традицию отца, написала историческое произведение «Хумаюн-наме».

Мавзолей Бабура в Кабуле

 

Смерть

      Бабур 26 декабря 1530 года в Агре, возможно от дизентерии. Также существует версия, что основатель династии страдал иерсиниозом (см. также о смерти и предсмертной болезни: Самопожертвование или возмездие?). Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.

     Перед смертью Бабур разделил свои владения между четырьмя своими сыновьями. Старшему сыну, Хумаюну, достались индийские владения (Хиндустан), остальные сыновья получили Панджаб, Кабул и Кандагар и должны были подчиняться Хумаюну как верховному правителю империи.

Жёны и дети

      От разных жён у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:

·         (с 1503) Айша Султан-бегум, главная жена падишаха, третья дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;

·         Фахр ан-Ниса-бегум (1502—1502)

·         (с 1504) Зайнаб Султан-бегум (ум. 1508), дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;

·         (с 1507) Махам-бегум (Хазрат-Валида) (ум. 1535), дочь шиитского шейха Ахмада из Торбете-Джам, родственница тимурида Хусейна Байкары;

·         падишах Насир ад-дин Мухаммад Хумаюн (1508—1556),

·         Михр Джахан-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве),

·         Ишан ад-Даулат-бегум (ум. во младенчестве),

·         шахзаде Барбул-мирза (1518—1521),

·         шахзаде Фарук-мирза (1526—1527)

·         (с ок. 1507) Салиха Султан-бегум Сахиба (Ак-бегум), дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;

·         Гюль Барг-бегум (Гюльрух-бегум) (р. до 1519), жена Ходжи Нур ад-дина Мухаммада-мирзы (Сайида Амира), сына Ходжи Ала ад-дина Мухаммада-мирзы,

·         (с 1508) Масума Султан-бегум (ум. 1509), пятая дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;

·         Масума Султан-бегум (Чача Нур) (р. до 1509), с 1518 жена Мухаммада Замана-мирзы, сына тимуридаСултана Бади аз-Заман-мирзы

·         (с 1509) Гюльрух-бегум (ум. до 1545), вероятно сестра Амира Султана Али-мирзы Бегчика;

·         шахзаде Камран-мирза (1509—1557), наваб Кабула, Кандагара (до 1528), Мултана (с 1528), Газни и Пенджаба (в 1530—1553),

·         Гюль Изар-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве),

·         шахзаде Мухаммад Аскари-мирза (1517—1554), наваб Мултана (до 1528), Чандери (в 1528—1530), Самбхала (в 1530—1534),

·         шахзаде Султан Ахмад-мирза (1517—1525),

·         шахзаде Шахрух-мирза (1522—1527)

·         (с до 1510) Дильдар Ага-бегум (Дильдар Агача), дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;

·         Гюль Ранг-бегум (Чача Гюль) (1511/15 — после 1534), с 1530 жена Чин-Тимур-султана (ум. после 1543), 9-го сына хана Могулистана Султан-Ахмад-хана I,

·         Гюль Шара-бегум (1515/17—1557), с 1530 жена Тухта-Буга-султана (ум. до 1535), 10-го сына хана Могулистана Султан-Ахмад-хана I, затем жена Аббас-султана Узбека,

·         шахзаде Абу Насир Мухаммад Хиндал-мирза (1519—1551),

·         Хаджах Гюльбадан-бегум (1524—1603), автор «Хумаюн-наме», с 1539 жена амира аль-умары Хизр-Ходжи-хана (ок. 1520—1559), наваба Лахора (1556) и Бихара, второго сына туглуктимурида Айман-Ходжи-хана,

·         шахзаде Алур-мирза (1524—1529),

·         (с 1519) Биби Мубарика (Бега-бегум) (ум. 1556), дочь Малик-шаха Мансура Юсуфзая;

 

Предки

Бабур — предки

Память

·         После обретения Узбекистаном независимости на родине Бабура в городе Андижане Бабуру был установлен памятник, открыт парк имени Бабура и его имя было присвоено Андижанскому государственному университету.

·         В 1981 году писатель Пиримкул Кадыров написал роман о Бабуре «Звёздные ночи».

·         В 1991 году узбекским телевидением был показан 10-серийный телевизионный видеофильм «Бабур» по роману П. Кадырова «Звёздные ночи», Максуд Юнусов, в роли Бабура — Мухаммадали Абдукундузов. Впоследствии этот видеофильм был первым проданным видеофильмом Узбекского производства за рубеж, его закупила турецкая телекомпания, дублировавшая видеофильм на турецкий язык с английскими субтитрами.

·         В Ташкенте при Государственном музее литературы имени Алишера Навои АН РУз действует экспозиция (зал) Бабура.

·         В 1992 году в Узбекистане был создан фонд имени Бабура.

·         В Ташкенте есть парк имени Бабура

·         В городе Ош узбекский театр имени Кирова переименован в Ошский государственный узбекский музыкально-драматический театр имени Бабура, именем З. М. Бабура также названа школа № 43.

·         К настоящему времени «Бабурнамэ» переведено на 31 язык мира.

·         К 525-летию Бабура в 2008 году в Узбекистане были выпущены девять почтовых марок с изображением Бабура и миниатюр из его произведений.

·         Почтовая марка с изображением Бабура была выпущена в Турции.

·         Пакистанская крылатая ракета Хатф-VII Бабур, названа в честь Захираддина Мухаммада Бабура.

·         Андижанская областная библиотека им. З. М. Бабура.

 

 

 

1 июня - Международный день защиты детей

 

Любимое всеми школьниками время года – лето – начинается с Международного

дня защиты детей.

 

 Этот праздник появился достаточно давно и имеет интересную историю.

 

В начале прошлого века китайский консул в Сан-Франциско решил собрать 1 июня детишек, которые лишились родителей, и устроить для них праздник. В китайских традициях это празднование называлось Фестиваль драконовых лодок. В этот же день в Женеве проводилась конференция, посвященная проблемам подрастающего поколения. Благодаря этим двум событиям и возникла идея учредить праздник, посвященный детям.

В послевоенные годы забота о здоровье и благополучии детей всего мира была очень важна. Во время войны многие из них потеряли своих родных и близких, остались сиротами. В 1949 году на проходящем в Париже конгрессе женщин его представительницы призвали всех людей бороться за мир. Ведь только он может обеспечить счастливую жизнь наших детей. В этот период и был учрежден Международный день защиты детей, первый раз праздник отмечали 1 июня 1950 года, и с того времени он проводится ежегодно.

В 1959 году Организацией Объединенных наций была оглашена Декларация прав ребенка, рекомендации которой в защите детей были приняты многими государствами мира. А уже в 1989 году эта организация утвердила Конвенцию о правах ребенка, определяющую обязанности всех государств перед своими несовершеннолетними гражданами. В документе прописаны обязанности взрослых и детские права.

Источник: http://womanadvice.ru/1-iyunya-mezhdunarodnyy-den-zashchity-detey

 Республика Узбекистан ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка 9 декабря 1992. Основу законодательной системы защиты прав ребёнка в Республике Узбекистан составляют Конституция Республики Узбекистан, нормы законов и подзаконных актов Республики Узбекистан в которых законодательно закреплены основополагающие права и свободы человека.

 

Цели и традиции праздника

Международный день защиты детей - это не только веселье, смех, песни и развлечения. Это еще и возможность для взрослых громко заявить о своем желании и возможностях сделать что-то хорошее для тех детей, которых нужно защищать.

И это не только ребята из неустроенных, голодающих стран Азии, Африки, где идут войны, и дети гибнут без счета. Это и дети России, у которых нет родителей, которые живут в детских домах, брошенные мамой и папой. Это и дети, которые подверглись насилию, которых выгнали из дома или им самим пришлось уйти от страшной родительской жизни в беспробудном пьянстве и издевательствах.

В Международный день защиты детей представители большинства общественных организаций, предприятий, которые имеют возможность помочь, стараются посетить детдома, приюты и другие госучреждения для детей, оставшихся без родителей, которых бы лучше не было, но они есть у нас! И, к сожалению, исчезнут еще не скоро.

Подарки, сюрпризы, экскурсии в музеи, детские театры, цирк, зоопарк; встречи с артистами, певцами и музыкантами в этот день способны отвлечь ребенка от грустных мыслей, хотя бы ненадолго согреть его душу, отодвинуть ощущение ненужности на этом свете. Кстати, прийти в ближайший детский дом с подарками, развлечениями, приглашением к творчеству, спортивным соревнованиям может любой человек. И вы! И это тоже будет дань празднику защиты ребенка от тяжелых обстоятельств жизни.

В обычной семье родители и бабушки-дедушки тоже стараются отметить праздник. Но дома он, конечно, не несет того глубокого смысла всеобщей защиты детства. Дома просто радость от общения, праздника. Взрослые дарят подарки, ведут малыша в зоопарк, в кино, на конкурс рисунков на асфальте, где и дети, и взрослые вместе рисуют мир, земной шар, и символ Международного дня защиты детей – собственный флаг этой даты. Он зеленого цвета, цвета умиротворения и покоя, в центре – знак земли и разноцветные человечки, символизирующие различия и единство людей, живущих на Земле
© http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/mezhdunarodnyj-den-zashhity-detej.html

 

 

Каждый ребенок имеет полное право на счастливое беззаботное детство.

Дети – это наше будущее.

Счастливые дети – это счастливое будущее.
 

 

Узбекистан отмечает Международный день защиты детей.

 

1 июня в Узбекистане будет широко отмечаться Международный день защиты детей.Целый ряд мероприятий, приуроченных к этому дню, с 29 мая по 3 июня проводят совместно с партнерами Фонд Форум, РОО «Женское собрание», Фонд «Мехр нури», Центр детского творчества «Янги авлод форуми».

Первым мероприятием стала благотворительная акция от РОО «Женское собрание» и клиники «Salus Vita», которая прошла 29 мая в городской детской больнице №14 и детском костно-туберкулезном санатории. В рамках акции детям подарили игрушки и конструкторы «Lego». Для них также была организована развлекательная программа с участием артистов театра.

 31 мая, в Японском саду города Ташкента состоялся Благотворительный бал «Во имя детства», ежегодно проводимый в целях раскрытия и поддержки творческих способностей детей, а также сбора средств на развитие социально-благотворительных проектов по поддержке материнства и детства.

1 июня в родильном доме №6 пройдет концертная программа с участием группы «Сахро». В тот же день во Дворце «Истиклол» состоится концерт с участием эстрадной студии «Аладдин». Главными гостями мероприятия, организованного при поддержке Фонда Форума и РОО «Женское собрание», станут дети из домов «Мехрибонлик» и семей, нуждающихся в социальной поддержке.

Около 300 детей из малообеспеченных семей приглашены на благотворительный концерт с участием детского театра «Марварид», который состоится 2 июня во Дворце искусств «Туркистон». Его организаторами выступают Фонд «Мехр нури», РОО «Женское собрание» совместно с Торгово-промышленной палатой, ФОПСИ и Советом Федерации профсоюзов Узбекистана.

Празднование Международного дня защиты детей завершится праздничным мероприятием, которое пройдет 3 июня в культурно-познавательном развлекательном комплексе City Makon в Ташкенте. Программа вечера включает конкурсы, дефиле бумажных платьев, концерт с участием артистов эстрады. Гостями праздника станут дети из домов милосердия.