Открытая в Галерее изобразительного искусства Узбекистана выставка "Тоннель памяти", посвящённая движению джадидизма в Туркестане, вызывает все больший интерес у ташкентцев.

Прежде всего отметим, что ее организаторы - Общественный фонд поддержки и развития национальных массмедиа, Государственный музей памяти жертв репрессий , Институт истории А Н Узбекистан и Галерея изобразительного искусства Узбекистана приложили немало усилий для того, чтобы она была масштабной, глубоко раскрывала тему . Выставка «Тоннель памяти» стала значимым событием в изучении важнейших страниц истории Узбекистана, связанных с развитием джадидизма  в Туркестане. Тем более, что она является как-бы продолжением этой темы в рамках международной научной конференции «Джадиды: идеи национальной идентичности, независимости и государственности», которая состоялась в декабре прошлого года в Ташкенте.

        Экспозиция представлена в формате многогранного исследования движения, стремившегося к модернизации общества, его просвещению и попыткам построить правовое демократическое государство в Туркестане на заре XX века. Здесь впечатляет все, начиная с официальных документов, а также фотографий и личных вещей джадидов. На церемонии открытия отмечалось, что выставка «Тоннель памяти» проводит посетителей сквозь исторические вехи, раскрывая влияние джадидов на формирование национальной идентичности, независимости и государственности в регионе.

      Об этом, других важных особенностях выставки говорили в своих выступлениях Камола Акилова, директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана, доктор искусствоведения,  Азамат Зиё, директор Института истории Академии наук Республики Узбекистан, академик, Бахтиёр Хасанов, директор Государственного музея памяти жертв репрессий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор и Акрамжон Фозилов, директор Общественного фонда поддержки и развития национальных массмедиа.

        Основное внимание на выставке уделено условиям и факторам, которые способствовали формированию движения джадидизма в Туркестане и руководителям этого движения. Также здесь открыты секции, посвящённые существующему в то время социально-экономическому положению народа, организации и становлению новометодных школ, театральному искусству, прессе того периода, вопросам гендерного равенства и другим ключевым аспектам деятельности просветителей-джадидов. И можно сказать с уверенностью, что выставка «Тоннель памяти» — это редкая возможность больше узнать об истории Узбекистана, соприкоснуться с прошлым, погрузиться в него и прочувствовать, чем жила страна в то время, проникнуться духом этой эпохи и провести параллели с современностью.

   Интервью для сайта Культура Узбекистана

 КАМОЛА АКИЛОВА, директор Галереи НБУ, академик

 - Если внимательно присмотреться к наследию джадидизма, то можем увидеть к каким насущным вопросам повседневной жизни. К которым они обращались. Это, безусловно, проблемы образования, просвещения, это вопросы, связанные с ролью женщины в жизни общества, культуры, это, конечно же, политические вопросы. Вся их деятельность была направлена на то, чтобы улучшить жизнь людей, повести какие-то реформы. Это было очень важно, потому что побывав в Египте, Турции того периода, они увидели, что можно жить совсем по другому, на достойном уровне на основе национальных духовных ценностей.

     Они видели развитие страны, народа через его просвещение. Я думаю, что многие идеи, которые они озвучивали, актуальны и сейчас.

 До этого у нас уже были выставки посвященные замечательным представителям этого движения Чулпону, Фитрату и вот теперь у нас продолжение этой важной темы. Каждый их джадидов это отдельная судьба

 Почему выставка названа «Туннель памяти»? Потому, что память — это лучшее, что может быть для дальнейшего развития человечества. Обращаясь к ним, можно сказать, что мы находим ответы на многие вопросы, которые волнуют нас и сегодня.

 - Думается, что все это особенно важно для молодого поколения. Что вы можете сказать об этом?

 - Очень хороший вопрос. Нужно очень хорошо учиться. Образование не просто этап в жизни. Развивается мир, появляются новые технологии, идеи и концепции. Безусловно, чтобы дальше развиваться нужно быть, как сегодня говорят, в тренде, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Второе, это роль культуры, потому что случайно джадиды обращались к театру. Это ведь массовое искусство, которое доступно всем и многому учить.  Они очень высоко поднимали планку культуры и просветительства. Или вопрос роли женщин в обществе, их раскрепощения, чтобы она занимала достойное место в жизни семьи и общества. Каждый джадид это конкретная судьба, например Бехбуди. Он прожил всего 45 лет, но за эти годы он успел сделать очень много.

 Это не только историческая, необычная выставка, ее можно назвать и художественной тоже. Она строится на чувствах. Куратор выставки Максуд Аскаров по частям все обрабатывал, взял важнейшие материалы из наших музеев. У нас есть дизайнер, архитектор выставки, которые вместе с Максудом, сделали очень многое, чтобы как можно лучше раскрыть тему нашей выставки.

 Экспозиция будет действовать с 18 января до 18 февраля 2024 г.

 

Источник: kultura.uz

Источник: 
Информационно- библиотечный центр